Общественность проследит за чиновниками

В России обсуждается проект закона «Об основах общественного контроля». В марте текущего года на общественное обсуждение вынесен проект федерального закона, который, по задумке разработчиков, позволит гражданам и общественным объединениям следить за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, силовых структур, медицинских и социальных учреждений, а также за всеми органами и организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия.

Нельзя сказать, что без законопроекта общественный контроль в нашей стране отсутствует. Всё чаще общественные объединения и отдельные граждане проверяют работу различных органов власти. Благо, сейчас у большинства из них все документы в открытом доступе. Характерный пример – изучение сайта госзакупок силами активистов, которые выявляют растраты либо нецелевое использование денег. Однако до настоящего момента проявления общественного контроля носят скорее  эпизодический характер.

Мало-помалу ситуацию с гражданским контролем в регионах меняют общественные палаты и общественные советы, призванные обеспечивать взаимодействие граждан с государственными структурами и выполнять функции общественного контроля. Именно потому они стали субъектами нового федерального закона. О том, чего ждать от нового закона и как Белгородская область принимает участие в обсуждении этого документа, рассказывает руководитель Комиссии по развитию гражданского общества, соблюдению законности, правам человека и противодействию коррупции Общественной палаты Белгородской области Михаил Бажинов.

– В связи с обсуждением законопроекта «Об основах общественного контроля в РФ» какие предложения внесли бы Вы?

– Наша комиссия изучала и анализировала все поступившие в адрес Общественной палаты Белгородской области предложения о внесении изменений в проект рассматриваемого законопроекта. В том числе предложения от членов комиссии также включены в список предложений вынесенных на утверждение. Всего таких предложений поступило более пятидесяти. После обобщения и анализа всех поступивших предложений 14 из них были вынесены на Совет региональной Общественной палаты, который утвердил внесённые предложения и направил их в Белгородскую областную Думу.

26 мая Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы  провёл круглый стол «Развитие общественного контроля в Российской Федерации» с участием заместителя председателя и депутатов Госдумы, представителей Общественной палаты России, а также экспертного сообщества и общественных организаций. Я принимал в нём участие по поручению председателя Общественной палаты Белгородской области Александра Ахтырского. По итогам «круглого стола» мы выработали ряд рекомендаций, которые могут быть использованы при подготовке законопроекта ко второму чтению. В частности, было предложено усовершенствовать понятийный аппарат документа.

– Субъектами нового Закона будут являться общественные палаты и общественные советы. Изменятся ли их функции?

– Главной функцией и целью Общественной палаты как субъекта нового Закона  станет учёт общественных интересов при формировании и реализации государственной политики. Из нововведений, которые будут введены со вступлением в силу нового закона, следует отметить общественный мониторинг, который позволит жителям участвовать в обсуждении и улучшении нормативно-правовых актов. Согласно законопроекту, предполагается ещё такая форма контроля как  общественные проверки.  Они должны будут влиять на снижение нарушений в различных сферах. Ещё одна форма работы –  общественная экспертиза.

Исходя из предлагаемого законопроекта, общественные палаты смогут запрашивать в органах госвласти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов необходимую для общественного контроля информацию. Им разрешается посещать госорганы и готовить по результатам исследования отчёты, отправлять его чиновникам и в СМИ. При выявлении фактов нарушения прав, свобод, законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций общественники смогут обратиться к уполномоченным по правам человека в России, по правам ребенка, по правам коренных малочисленных народов в субъектах и в органы прокуратуры. Чиновники из госорганов обязаны отреагировать на выводы общественников: либо учесть их предложения, рекомендации и выводы, либо направить в течение 30 дней ревизорам обоснованные ответы.

По замыслу разработчиков, предполагается создать целую систему так называемых  гражданских контролёров – общественных объединений, которые будут следить за работой правительства и чиновников на местах. Предполагается, что эти субъекты общественного контроля будут обладать реальными рычагами воздействия: за игнорирование их запросов и экспертиз чиновники подпадут под действие статей КоАП и даже УК (по планам в кодексы внесут соответствующие изменения). Такой публичный негосударственный контролирующий инструмент  крайне важен.

Если такие формы общественного контроля ввести в работу, это позволит действительно эффективно работать и получать большие успехи в  благополучном развитии граждан, региона и государства.

– Как новый закон может отразиться на общественной деятельности?

– Новый закон «Об основах общественного контроля в РФ» непосредственно осуществляется в целях защиты и обеспечения общественных интересов. Поэтому закон будет способствовать повышению уровня участия граждан и их объединений в государственном управлении. Одна из основных целей нового закона – повышение уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов. То есть этот закон должен обеспечить прозрачность государственной  деятельности, а также обеспечить обратную связь между обществом и государством.

– Сейчас очень часто некоммерческие организации, политические партии и объединения и даже отдельные граждане пытаются осуществлять общественные контроль. Насколько это действенно и необходимо?

– Конечно, такая работа необходима. Между прочим, в советскую эпоху существовал   институт народного контроля.  Он распространялся почти на все органы СССР: министерства, государственные комитеты, ведомства, отделы и управления исполкомов местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации, их руководителей и других должностных лиц. Главными задачами народного контроля в ту эпоху были совершенствование работы государственного аппарата, внедрение научной организации труда и управления, проверки исполнения принятых решений в органах государственного управления. Важную часть работы народных контролёров составлял контроль за соблюдением должностными лицами советских законов при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан, проверка состояния этой работы в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и так далее.

– И это работало?

– Эта практика в стране реально работала, пусть с некоторыми вопросами. Народный  контроль в целом  внёс значительный вклад в развитие экономики, укрепление государственной дисциплины, повышение ответственности каждого работника за порученное дело. Поэтому мы считаем, что эта работа над этим законом нужна обществу, гражданам и государству.

– В чём, на Ваш взгляд, состоят функции общественного контроля?

– Кроме основной функции общественного контроля общественные объединения должны напрямую участвовать в формировании органов исполнительной власти и выработке их решений. Субъекты по соблюдению общественного контроля должны представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан. Еще одной функцией должно стать выдвижение инициатив по различным вопросам жизни населения и обязательное внесение предложений  в органы государственной власти. Эта достаточно серьезная аналитическая работа станет шагом к модернизации российского законодательства.

– Есть ли в нашем регионе условия для общественного контроля?

– Конечно. В регионе работает Общественная палата,  которая обеспечивает взаимодействие граждан с органами государственной власти Белгородской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации федеральной и региональной государственной политики. Аналогичные структуры работают и на местах – в городах и районах области. В области есть ТОСы, они реально работают и влияют на жизнь.

Впрочем, всё вышеизложенное, вовсе не означает, что у нас всё настолько хорошо и нам некуда больше двигаться. Думаю, всем нам необходимо активизировать работу в данном направлении.