ЕГЭ: подведение итогов

Волнение, которое испытывают школьники во время ЕГЭ, усугубляется наличием видеокамер и процедурой допуска в пункт проведения экзамена. В этом убедились пять членов Общественной палаты, участвовавших в ЕГЭ в роли наблюдателей. На очередном заседании собравшиеся обсудили итоги Единого госэкзамена в нашем округе и процедуру его проведения. В обмене мнениями приняли участие также старооскольские педагоги, заместитель главы администрации Наталия Зубарева, начальник управления образования Лариса Бугримова, другие заинтересованные лица. 

Побывавшие на ЕГЭ члены Общественной палаты были единодушны: досмотр с металлодетекторами — стресс для школьников и неподходящее занятие для учителей. «Задача учителя — давать знания, а не обыскивать детей», — резюмировали участники заседания.

- Метод личного досмотра вообще надо исключить, — заявил Виктор Колотилкин, председатель комиссии Общественной палаты по экономическому развитию, поддержке предпринимательства и жилищно-коммунальному хозяйству, также побывавший в школе, которая была пунктом сдачи ЕГЭ. — Недостойно выходит, когда учитель вынужден выполнять роль надсмотрщика. В пункте, где я был, дежурили полицейские, но они не взяли на себя эту функцию, поскольку не имеют права. Учителя тоже его не имеют, хотя Минобразования требует ее исполнения. Я бы предложил вместо металлодетекторов применять рамки металлоискателей. Они безличны, не унижают ни ребенка, ни учителя. 

Еще одна проблема, отмеченная наблюдателями, — поведение учителей во время экзамена. Закон требует от них каждое действие сопровождать громким, отчетливым комментарием в видеокамеру. Это отвлекает школьников от заданий, напоминает о том, что за ними наблюдают. Во время пробных ЕГЭ некоторые переволновавшиеся ученики были вынуждены обратиться в медпункт. 

Впрочем, по оценкам педагогов, государственные экзамены прошли в достаточно спокойной обстановке. Со школьниками и даже родителями поработали не только учителя, но и психологи. В этом году впервые в истории старооскольских школ за парты сели родители: они писали ЕГЭ по русскому языку и математике. Конечно, от них не потребовали полностью выполнить все задания. Важно было дать понять мамам и папам, что барьеры — балльный и психологический — вполне преодолимы и дети справятся со всеми задачами. 
Но сдать ЕГЭ — мало. Вслед за получением аттестата сразу возникает вопрос: куда идти учиться? Разговор о качестве подготовки школьников напрашивается вполне закономерно. В этом году, по словам Тамары Беликовой, директора Старооскольского филиала НИУ «БелГУ», из 300 абитуриентов, которые подали документы для поступления в БГУ, отказ получили — 280! Все они пришли в вуз с баллами по математике меньшими, чем требует минимум в этом высшем учебном заведении: 32 балла. Для получения же школьного аттестата достаточно набрать 20 баллов. 

- Здесь не все доработано, — пояснила Тамара Павловна. — Если абитуриент поступает на факультет иностранного языка, там профильные предметы: иностранный и русский языки, литература. По ним у него могут быть хорошие баллы — порядка 70. Но он все же не поступает, потому что срезается на математике, если имеет по этому предмету, допустим, всего 28 баллов. Такая ситуация наблюдается во всех вузах. Таким образом, ЕГЭ стало тормозом для поступления части выпускников в вузы. Но ведь не секрет, что есть люди с гуманитарным, а есть — с математическим складом ума. Для них минимальное пороговое значение что в школе, что в вузе не должно быть одинаковым.
— Важно, что минимальный балл дает возможность школьникам получить аттестат, — отметил Сергей Шкурихин, секретарь Общественной палаты, — ведь с ним он может пойти в любой профессиональный колледж на основе 11 классов. А вузы, установив свой балльный порог, получат тех абитуриентов, которые успешно справятся с программой и будут реально учиться. Кстати, сегодня идет подготовка закона об образовании на региональном уровне. Им же занимается Общественная палата области. Считаю, что и нам нужно принять участие в его обсуждении. Проект закона выложен в Интернете в свободном доступе. 

На встрече был затронут вопрос повышения престижа рабочих профессий. В этом году интерес абитуриентов к среднему профессиональному образованию вырос в разы. Особенно к тем профессиям, которые требуют 9-классного образования. Связано это не столько с желанием получить рабочую профессию, сколько со страхом школьников перед ЕГЭ. 

Вопрос качества подготовки учащихся с контроля снимать нельзя. Нужны системные изменения, мониторинг промежуточной аттестации. Ведь именно на экзаменах, как никогда остро, проявляются белые пятна в знаниях школьников. Педагоги предложили членам палаты принять участие в проверке знаний учеников невыпускных классов. 

- Главная задача для педагогов — обеспечить максимальную успешность тем школьникам, которые пришли в 10-11 классы, потому что они нацелены на поступление в вузы, — сказала Наталия Зубарева. — Пока мы ее не решаем, поскольку семь школьников аттестаты не получили. Кстати, с ними провели работу психологи, ведь для детей это серьезный стресс — остаться без документа об образовании. Все они направлены в средние профессиональные учебные заведения с аттестатами 9 класса. Репетиторы, которых поспешно нанимают родители, ситуацию не спасут, ведь знания закладываются в течение всех 11 лет обучения, а не в последние полгода. Безусловно, нужен и пересмотр форм промежуточной аттестации. А также — уровня знания учителей: ведь далеко не все способны решить задания ЕГЭ даже на 90 баллов. Надо понимать, что никогда педагог не научит большему, чем знает сам. И пора окончательно переломить нежелание школьников идти в профессиональные образовательные учреждения. Профориентационную работу, которая уже ведется, нужно усилить, чтобы возродить престиж рабочей профессии. 

Итог подвел Василий Рассолов, председатель Общественной палаты:
— Мы готовы поддержать педагогов во всем, что касается дальнейшего совершенствования процедуры подготовки и проведения ЕГЭ, а также повышения качества образования. С Министерством образования нужна обратная связь, чтобы там учитывали те нюансы, которые возникают на местах. Постараемся рассмотреть и вопрос оборудования школ, где проходят ЕГЭ, рамками металлоискателей, чтобы школьники оставались уверены в себе и своих способностях, и чтобы помочь каждому из них сдать один из самых важных экзаменов в жизни.

Газета: «БИЗНЕС-ЦЕНТР» выпуск от 31.07.2014 № 29 (575)

Ирина Федорова