Недоступная среда

Корреспондент «Белгородских известий»выясняет, почему говорящие светофоры для слабовидящих в регионе пока редкость.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, а ещё раньше приняла программу «Доступная среда». На самом высоком уровне было объявлено, что государство всерьёз взялось за уничтожение барьеров, мешающих инвалидам пользоваться социальной инфраструктурой, и начало борьбу «со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов».

Конечно, с тех пор многое изменилось. Появились пандусы в госучреждениях, в больших городах – общественный транспорт, приспособленный для погрузки и перевозки колясок, постепенно модернизируется дорожная система. Но до идеала, который рисовала программа, особенно в морально-этической части, пока далеко. 

Установка нецелесообразна

Казалось бы, требования времени да и элементарный гуманизм должны побуждать общество устранять моральные и физические барьеры на пути инвалидов. Но, увы, пока всё решают статистика, финансы, целесообразность и прочие «исчисляемые» факторы.

И если рядовой гражданин может только лично посочувствовать или помочь немощному человеку, то от понимания, участия и сострадания конкретных чиновников зависит, насколько комфортно в целом сложится жизнь инвалидов в том или ином месте. Но иногда отношение и ответы людей от власти не оставляют надежды на скорые перемены.

«С 2012 года в нашей области установили 50 звуковых и голосовых дублёров на светофорах в Белгороде, Старом Осколе, Валуйках, Алексеевке. Общество слепых приобретает это оборудование, управление соцзащиты области их оплачивает. Затем мы передаём дублеры в районные и городские подразделения Всероссийского общества слепых. Администрации Волоконовского и Вейделевского районов отказали в их установке в связи с отсутствием светофоров. А в администрацию Губкинского городского округа мы три месяца передавали оборудование «Триоль-2-М2», а затем получили оттуда отказ по установке», – рассказывает председатель Белгородской региональной организации Всероссийского общества слепых, член Общественной палаты области Николай Поклад.

Он показал ответы с отказами чиновников. Так, в Губкине на пересечении улиц Кирова – Фрунзе и Фрунзе – Дзержинского, где слепые и слабовидящие люди идут к пенсионному фонду и в свою общественную организацию, есть два светофора. Но ответ из администрации неутешительный:

«В настоящий момент установка данного оборудования нецелесообразна, поскольку предусматривает увеличение времени светофорного цикла регулирования, что приведёт к нарушению безопасности на дорогах. Рассмотреть данный вопрос возможно только после проведения реконструкции вышеуказанных объектов».

В совете безопасности администрации Губкинского городского округа нам повторили, что ничего хорошего из установки дублёров не выйдет, а пострадает безопасность. Пришлось по мере сил вникать в то, что такое «время светофорного цикла регулирования» и действительно ли установка голосового оборудования невозможна.

В одном режиме

Как пояснил специалист воронежской организации «Квант-связь», обслуживающей светофор на перекрестке Фрунзе – Дзержинского в Губкине, светофорный цикл здесь состоит из трёх фаз по 20 секунд каждая, между ними ещё по три секунды приходятся на жёлтый сигнал светофора. За разъяснениями о том, как работает звуковой дублёр, мы обратились в специализированную организацию, занимающуюся монтажом и эксплуатацией светофоров в Белгороде.

Судя по прилагаемому к устройству «Триоль-2-М2» паспорту, если длительность зелёного сигнала на пешеходном светофоре составляет шесть секунд или менее, то устройство не воспроизводит речевые сообщения –  только звуковой сигнал перехода (трель), прерывающийся в конце пешеходной фазы синхронно с миганием зелёного сигнала светофора. А если длительность двух предыдущих фаз зелёного сигнала на пешеходном светофоре была одинаковой и составляла более 6 секунд, то устройство воспроизводит речевые сообщения типа «Переход улицы Мира разрешён». Затем звучит трель, а за 6–7 секунд до окончания зелёного сигнала – сообщение «Заканчивайте переход» и снова трель, прерывающаяся с миганием зелёного сигнала светофора.

«При смене программ работы светофорного объекта устройство «Триоль-2-М2» само перепрограммируется на изменившуюся длительность зелёного сигнала и всего светофорного цикла», – пояснил генеральный директор управления «Белгорблагоустройство» Виктор Гордиенко.

Получается, что дублёр работает в одном режиме со светофором и никак не влияет на «увеличение времени светофорного цикла регулирования».

Помогает сконцентрироваться 

А что касается светофора на перекрёстке Фрунзе – Кирова, то, по информации губкинского отделения ВОС, он размещён рядом с новым зданием пенсионного фонда. При его строительстве обещали, что вся близлежащая инфраструктура будет с максимальными удобствами для инвалидов, а на светофоре установят дублёр. 200 слепых и слабовидящих губкинцев в это верили. Но дублёра нет и поныне. Между тем, как сообщил начальник отдела надзора УГИБДД УМВД России по Белгородской области Андрей Кравченко, «в соответствии с п. 7.4.3 ГОСТ 52289 на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию».

«В Белгороде звуковой сигнал применяется, и мы рекомендуем дополнительно оснащать им светофоры. Это положительно сказывается на безопасности дорожного движения. К тому же звуковой дублёр помогает сконцентрироваться всем, а не только слабовидящим пешеходам во время перехода дороги», – добавил Андрей Кравченко.

Потому что т-образный

А в Вейделевке и хотели бы установить звуковой дублёр, да во всём посёлке нет светофоров. Правда, хотели установить один – на пересечении улиц Центральной и Первомайской. Но при детальной проработке вопроса с сотрудниками ГИБДД и областного управления дорог выяснилось, что перекрёсток не годится для светофора, потому что т-образный.

«А по правилам для установки светофора дорога должна иметь пересекающееся направление транспортных потоков,  –  сообщил начальник управления строительства, ЖКХ, транспорта, связи, архитектуры и градостроительства администрации Вейделевского района Тарас Марчук. – Но у нас этот участок дороги находится под постоянным контролем сотрудников ГИБДД, а в дни проведения мероприятий районного и местного значений там всегда дежурит наряд, который обеспечивает безопасный переход».

А что, других перекрёстков, где ходят слабовидящие, в Вейделевке нет?

Вот такая печальная история про «молчаливые» светофоры. Борьба «со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов» будет долгой…